ВОПРОС: Как захотеть ставить духовные цели? Даже такие громкие, как вернуться к Богу. Об этом много говорится, но желания-то нет. Откуда оно должно появиться? Практикую религию два года, но моя цель, как оказалось, материальная.
ОТВЕТ: Желание ставить духовные цели приходит только через людей, которые этим живут. Что такое желание? Желание означает, что я к чему-то очень сильно стремлюсь. А почему я к этому стремлюсь? Ну, потому что это же классно, это же вкусно, это же радость приносит.
Получается, чтобы к чему-то стремиться, у меня должен появиться опыт того, что эта вещь приносит радость. Ну, допустим, мне предлагают мангустин. Хотите мангустин? Мангустин? Это что-то с мангустами связано? Они же невкусные, эти мангусты! Я не хочу никакой мангустин. То есть нет желания покушать мангустинов. Правильно? Потому что вы не знаете, что это такое.
Или хотите гулабджамун? Гулабджамун – это что такое? Нет, не хочу, не надо. Почему? Потому что нет опыта. Гулабджамун – это такая сладость индийская, шарик из теста и сухого молока, мягкий и пористый, как губка, весь пропитан сладким сиропом с розовой водой и шафраном. Очень-очень вкусный. Такая роскошная сладость. Но если вы никогда этого не пробовали, вы не можете этого хотеть. Вот если бы вы хотя бы раз попробовали, хотя бы чуть-чуть, то тогда – да, я хочу гулабджамун, я хочу мангустин!
Поэтому каким образом желания возникают? Либо я попробовал это сам. Либо я пообщался с человеком, который это попробовал, и у него сильное счастье от этого, и он делится этим счастьем. Он говорит: «Потрясающий гулабджамун, потрясающие эти мангустины, очень мне нравятся». Вот тогда у нас возникает интерес: «Человек так вдохновленно об этом говорит! О, я хочу попробовать, что это такое».
Для того чтобы появилось желание ставить возвышенные цели, погружаться в духовный мир, выражать любовь к Богу, очищать сердце, для этого нужно соприкасаться с людьми, у которых есть позитивный опыт от духовной жизни, счастье. И вот при общении с такими людьми у нас возникнет желание.
Но, насколько я понял, автор этого вопроса на самом деле имеет это желание. Просто оно небольшое. То есть я не очень-то готов «пойти на крест» и пожертвовать всем ради Бога. Такое тоже может быть. Это означает, что вера моя маленькая. И меня можно стыдить: «У тебя слабая вера». Но это не поможет. Если нас просто унижать и говорить: «У тебя нет веры», это ничего не решает. Нужно просто наращивать веру с помощью духовной практики и общения с людьми, у которых есть духовный опыт.
И вторая вещь, о которой говорится в этом вопросе, – что автор практикует два года. Это достаточно много. И вдруг человек обнаружил, что у него совсем другой мотив. На самом деле это хорошо. Благодаря очищению человек начинает видеть то, чего он раньше в себе не видел. Он начинает видеть, что к его желанию, возвышенному желанию духовных целей примешивается очень большое количество материальных привычек, материальных желаний, которые он уже желал миллионы жизней, просто не обращал на это внимания. Он даже не знал, что это существует в нем. Но благодаря очищению он начинает прозревать.
Теперь, когда вы видите, что есть еще что-то в вашем сознании помимо чистого и духовного, тогда вы можете с этим работать. Вы можете отделить чистое от материального и прилагать усилия, чтобы развивать это чистое. А нечистого, нехорошего, того, что вам не нравится (на санскрите это называется «анартха», значит «то, чего я не хочу»), вы можете сознательно избегать. Поэтому у вас нет безнадежности. На самом деле процесс идет правильно. У вас возникают правильные вопросы и правильные осознания. По мере того, как вы будете очищаться, вы будете замечать все больше и больше каких-то тонких примесей. И это хорошо. Тогда у вас открывается возможность делать свое служение, свои попытки в духовной практике более чистыми.